Home You are here: HomeВоспитательная работа
Воспитательная работа PDF Печать E-mail

Воспитательная работа

Воспитательная работа в ГБПОУ ПО «Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса» ведется в соответствии с целевыми установками нормативных документов, которые в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением.  Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации, в законодательных актах Пензенской области.

Воспитательная работа в колледже осуществляется как во время учебного процесса, так и в ходе внеучебной деятельности. В учебном процессе воспитание осуществляется через информационное содержание занятий, через применение новых форм, методов, технологий преподавания. Воспитание во внеучебной деятельности происходит во время: культурно-воспитательных мероприятий колледжа, мероприятий вне колледжа, в процессе деятельности объединений по интересам студентов; в ходе формирования и работы органов студенческого самоуправления; при работе со студентами в общежитии.

Воспитательная система в колледже осуществляется на основе единого плана учебно-воспитательной работы, который учитывает специфику курсов, отделений и специальностей. В основе создания воспитательной системы учитывается вопрос – во имя чего она создаётся и какими должны быть выпускники.

Целью воспитательного процесса является воспитание гармонически развитой личности, об­ладающей навыками практической деятельности; развитие организаторских способностей, необ­ходимых в современных условиях; гражданственности и чувства патриотизма. Воспитательная работа в плане реализации воспитательной цели строится по программе «Трудное восхождение к себе», которая состоит их модулей: «Я гражданин и патриот России», «На пути к успеху - Я-профессионал», «Я - лидер».

С учетом современных требований и возрастных особенностей студентов составляются:

  • перспективный план воспитания и самовоспитания личности студента (на весь период обу­чения);
  • календарный план воспитательной работы на учебный год;
  • план работы методической комиссии классных руководителей;
  • план работы школы молодого классного руководителя;
  • планы классных руководителей;
  • социальный паспорт колледжа;
  • план работы библиотеки;
  • план работы воспитателя общежития;
  • план работы Комнаты боевой и трудовой славы;
  • план воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию;
  • план спортивно-массовой работы и оздоровительной работы;
  • план работы Молодежного центра;
  • план работы Студенческого совета;
  • планы работы кружков и клубов по интересам;
  • планы воспитательной работы ГБПОУ ПО «Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса» совместно с социумом МУЗ «Спасская ЦРБ», с Ое МВД России по Спасскому району;
  • планы по проведению комплексных целевых мероприятий по профилактике правонарушений совместно с КЦСОН Спасского района;
  • план работы с трудными подростками;
  • планы мероприятий по повышению правовой культуры;
  • план мероприятий по экстремизму, терроризму и толерантности;
  • план деятельности социального педагога.

 

Составляются графики проведения:

  • открытых классных часов;
  • фестиваля художественной самодеятельности;
  • открытых внеклассных мероприятий;
  • график выпуска стенгазет;
  • график профилактических рейдов «Подросток»

Разработаны и внедрены в практику следующие воспитательные целевые программы:

  • концепция воспитательной деятельности  ГБПОУ ПО «Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса»
  • программа по адаптации студентов 1 курса,
  • антинаркотическая программа «В мир без наркотиков»
  • программа гражданско-правового становления студентов колледжа
  • программа школы «Лидер»,
  • программа патриотического воспитания студентов,
  • программа «За здоровый образ жизни»,
  • программа «Мой выбор»,
  • программа «Досуг».

Цели воспитательных программ: сплочение коллектива студентов и преподавателей колледжа, поддержание его традиций, создание единства и общего духа колледжа, воспитание гордости за принадлежность к данному учебному заведению, возможность интеллектуальной, спортивной и творческой самореализации всех обучающихся.

Организация воспитательного процесса в ГБПОУ ПО «Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса» осуществляется через следующие структурные подразделения: Совет учебного заведения, педагогический Совет, советы отделений, методический Центр учебного заведения, библиотечный совет, студенческий совет, совет старост, совет об­щежития, Молодежный центр.

Работу классных руководителей координирует методическое объединение (МККР).

В колледже 23 группы. За каждой группой колледжа приказом директора закреплен классный руководитель. Существенной особенностью воспитательного процесса в колледже является то, что классные руководители ведут группу на протяжении всего периода обучения студентов. Классные часы проводятся систематически по средам, они включены в основное расписание. Классные руководители в планах работы представляют работу Совета самоуправления  группы,  индивидуальную работу со студентами, взаимодействие с родителями, определяют формы и методы воспитательной работы с группой, дату и время проведения мероприятий, назначают ответственных. Всю проделанную работу классные руководители отражают в дневнике  классного руководителя. В конце каждого учебного года проводится смотр работы классных руководителей. Итоги смотра выносятся на обсуждение методического совета, где анализируется работа за учебный год и обобщает­ся опыт лучших классных руководителей.

С целью повышения уровня педагогического мастерст­ва классных руководителей  планомерно ведется создание методической базы по про­блемам воспитания и самовоспитания студента. Имеется необходимое методическое обеспечение воспитательного процесса: рекомендации учебно-методического центра; периодические издания; методические разработки внеклассных мероприятий, выполненные преподавателями техникума; альбомы; фото- и видеоматериалы, презентации. Методологическая база воспитательного процесса систематизируется в педагогическом ка­бинете и постоянно пополняется: методические разработки активных форм проведения классных часов и внеклассных мероприятий, положения о смотрах, конкурсах, фестивалях; методические рекомендации по проблемам воспитательной работы в электронном и бумажном вариантах; диагностические материалы.

Воспитательная работа, которая ведется классными руководителями в группах, строится по принципу «увеличения нагрузки на личность» в процессе ее взросления. Формы и методы воспитания устанавливаются в процессе анализа становления личности.

Классные руководители активно посещают открытые классные часы с целью обмена опытом, проводят анализ данных мероприятий. К юбилейным и памятным датам выпускаются стенгазеты, которые всегда красочно и эстетично оформлены.

Среди студентов, обучающихся по очной форме, проводится анкетирование по различным проблемам: «Современный молодой человек – это…», «Вредные привычки и их влияние на организм человека», «Уровень толерантности», «Мир моих увлечений», «Спорт - это здоровье»  др. и анализируются результаты социологических исследований.

Студенческое самоуправление колледжа

В Спасском колледже студенческое самоуправление рассматривается как особая форма социально значимой, самостоятельной, инициативной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов студенческой молодёжи, развитие её социальной активности, поддержку социальных инициатив студенчества, формирование у студентов активной жизненной позиции.

Цель студенческого самоуправления: организация активного участия студентов в деятельности учебного заведения, культурно-массовой, спортивной, научно-исследовательской работе.

Задачи студенческого самоуправления:

  • усиление роли органов студенческого самоуправления в организации жизнедеятельности студентов в колледже;
  • контроль и организация учебной деятельности, укрепление учебной дисциплины за счёт самоорганизации студенческого коллектива;
  • развитие студенческих инициатив в организации разнообразных социально значимых видов деятельности;
  • активное участие в организации досуга студентов, развитие творческого потенциала и профессионально-значимых личностных качеств студентов.

Основные направления деятельности Студенческого Совета:

  • обеспечение прав и социальной защиты студентов;
  • нормативно-правовое обеспечение эффективного функционирования и развития студенческого самоуправления;
  • учебная работа;
  • организация досуга студентов;
  • профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде;
  • участие в организации быта студентов внутри колледжа;
  • повышение информированности студентов (издание студенческой газеты «Новая линия»).

Председателем студенческого совета является студент, выбранный на данную должность путём голосования, который осуществляет непосредственный кон­троль над работой центров и комиссий.

Студенческий совет колледжа проводит традиционные мероприятия: праздник «Посвящение в студенты» (октябрь); конкурс «Разрешите представиться!» (октябрь), студенческий праздник «Гала-концерт», посвящённый Международному дню студентов (ноябрь); Новогодний праздник (декабрь); Татьянин день (январь); День Святого Валентина (февраль); Конкурс «А ну-ка, парни!», посвящённый 23 февраля; фестиваль художественного самодеятельного творчества студентов (в течение года); выпускные вечера.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности студенческого самоуправления: разработаны Положение о Студенческом Совете колледжа, Положение о студенческом общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую студенческую комнату в общежитии.

Большую помощь администрации в воспитательной работе оказывают органы самоуправления студентов. Их формирование осуществляется в начале учебного года. На классных часах в группах выбирается актив, состоящий из 4 секторов:

1.сектор «Учись учиться», в который входят ответственные за успеваемость, посещаемость, научно-техническое творчество;

2.сектор «Пресс-центр», включающий комиссию по стенной печати;

3.сектор «Центр досуга», включающий комиссии: культмассовую, информационную, по здоровому образу жизни, обеспечения безопасности (ОМОД);

4.сектор хозяйственного обеспечения, выключающий ответственных за кабинет, территорию, за дежурство по колледжу.

Администрацией назначается староста. Действует Совет старост.
Направления социально значимой деятельности студенческого самоуправления осуществляются через следующие формы работы студенческого совета: традиционные мероприятия, учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, работа по гражданско-патриотическому воспитанию, творческая деятельность студенческой молодёжи, содействие в решении социальных проблем студенческой молодёжи, информационное обеспечение студентов колледжа, участие в реализации различных программ,  формирование и обучение студенческого актива, организация вторичной занятости студентов, благоустройство образовательного учреждения. Всей работой студенческого самоуправления  руководит Студенческий совет.

Структура Студенческого совета: общеколледжная конференция, председатель Студенческого совета колледжа, председатель Студенческого совета общежития, руководители центров: «Учись учиться», «Пресс-центр» пресс-центр включает две комиссии: по стенной печати и редакцию; «Центр досуга» включает три комиссии: обеспечение безопасности (ОМОД), по здоровому образу жизни, культмассовую комиссию.

Количественный состав Студенческого совета постоянный - 10 человек. В него входят: председатель Студенческого совета колледжа, заместитель Студенческого совета колледжа, председатель Студенческого совета общежития, руководители центров, председатели комиссий, секретарь Совета. Состав Студенческого совета и комиссий обновляется по выбытию членов, по необходимости или по предложению членов студенческой конференции в начале учебного года.
Отчетно-выборная конференция традиционно проводится в начале октября, т.е. после того как будут проведены организационные собрания по утверждению состава Совета самоуправления во всех группах. Совет студенческого самоуправления колледжа делегирует своих представителей в Совет общественности по профилактике правонарушений учебного заведения.

Члены Совета студенческого самоуправления входят в состав смотровых комиссий: смотра-конкурса "Лучшая комната этажа", смотра уголков групп, конкурса на лучший плакат, рисунок, кон­курса молодых исполнителей эстрадной и народной песни, конкурса чтецов, спортивных мероприятий, фестиваля самодеятельного творчества. Совет студенческого самоуправления колледжа способствует развитию инициативности и творчества у студентов. Студенты являются участниками и победителями городских, районных и областных конкурсов, проектов, соревнований.

Молодежный центр колледжа. Молодежный центр при ГБПОУ ПО «Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса» создан на основе Положения о молодежном центре среднего специального учебного заведения Минсельхоз­прода России от 19 ноября 1997 года. Молодежный центр - это объединение молодежи, выступающее как ор­ганизатор досуговой деятельности студентов.  Под эгидой Молодежного центра объединились клубы по интересам и молодежные объединения. Военно-патриотический клуб включает следующие объединения: ОМОД, «Наследники славы», «Юный патриот», отряд «Юнармейцы», «Меткий стрелок». Клубы по интересам: «Компьютерный клуб», «Юных журналистов», «Юный фотолюбитель», бюро социологического исследования, бюро экономического анализа, дискоклуб,  агитбригада «Молодёжь 21 века», редакция газеты «Новая линия», исторический кружок «Память», кружок «Кулинар», творческое объединение «Память», клуб «Любители русского языка», кружок «Дизайн окружающей среды».

Социально-психологическая служба. В целях формирования ЗОЖ и обеспечения условий для поддержания их физического, психического и социального здоровья функционирует данная служба. Имеется положение о СПС, программа СПС и ежегодно составляется план работы СПС. Тематика воспитательных мероприятий направлена на пропаганду ЗОЖ: табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, венерических заболеваний, профилактику ВИЧ и СПИДа, гепатитов, туберкулёза и других социально опасных заболеваний;  профилактику правонарушений и преступлений, асоциального поведения, профилактику суицида, терроризма, экстремизма.

Составлены совместные планы работы с МУЗ «Спасская ЦРБ», Ое МВД, КЦСОН, КДН и ЗП, привлекаются специалисты. Проводятся социологические опросы и мониторинговые исследования по наличию вредных привычек у студентов и пр.

Совет общественности по профилактике правонарушений. Ведётся учёт студентов, состоящих на внутреннем учёте, в инспекции ПДН, ДеСОП. Члены Совета общественности, шефы-наставники, классные руководители стараются организовать студентов на культурно-творческие дела так, что они принимали активное участие в жизни колледжа, города и района и дисциплину не нарушали.

Анализируя уже сложившуюся в колледже систему воспитательной работы, следует отметить такие её компоненты, как: комплекс традиционных мероприятий; созданную сеть кружков технического творчества, художественной самодеятельности и спортивных секций, клубов по интересам; разработанный диагностический материал для изучения личности студента; включённость студентов в подготовку, организацию и проведение внеаудиторных мероприятий по колледжу, городского и районного уровней; привлечение студентов к участию в научной работе и проектах областного и всероссийского масштаба.

В колледже проводится большая воспитательная работа с четкой системой планирования. Функционирует система студенческого самоуправления и Молодежный центр. Внедряются новые формы и методы воспитательной работы в соответствии с современными требованиями времени. Повысился уровень работы методической комиссии классных руководи­телей. В работе со студентами учитываются психологические факторы и используется индивидуально-ориентированный  подход к воспитанию. Хорошим подспорьем для реализации воспитательного процесса является материальная база: компьютерные классы; выход в Интернет; мультимедийные доски, видеомагнитофон; DVD-проигрыватель, видеопроекторы; видеокамера, фотоаппараты, цветные принтеры, плоттер. В результате проведения активной воспитательной работы развивается интерес студентов к организаторской работе, повышается самостоятельность в принятии и реали­зации социально-значимых задач, формируются навыки современного руководителя среднего звена. В педагогической деятельности продолжается работа по созданию условий для становления и раскрытия личности студента, развития и проявления его способностей, воспитание конкурентно-способной и социально-адаптированной личности. В воспитательной работе продолжить реализацию преемственности между всеми ступенями воспитания.

 

 

с 1 мая 2009 г.